Метки: дизайн; логотип

Логотип московского метро

Не знаю, замечали вы или нет, но если вы передвигаетесь на подземном транспорте, за один день можете увидеть несколько десятков разных логотипов нашего метрополитена. Они везде: на билетах и схемах, у входов в вестибюли, на информационных объявлениях или интегрированы в архитектурное оформление станций. Но все дело в том, что они разные. Их объединяет всего одна деталь — на них всегда присутствует красная буква М.

Начнём с теста на внимательность:


На фотографии выше представлены сразу четыре логотипа, все одним кадром без фотошопа и все четыре разные (вот ещё один пример).

Для того, чтобы визуально лучше представлять форму логотипов, я их обрисовал в одном стиле, сохраняя пропорции. Ниже представлены логотипы, которые чаще всего встречаются в московском метро. Я выбрал именно те варианты, которые имеют сильные отличия друг от друга, но будьте уверены, в стенах метрополитена встречается больше сотни вариаций буквы М, перебирать все не нужно, проблема и так налицо.

(логотипы в статье кликабельны и ведут на оригинальные фотографии)

01 02 03 04

05 06 07 08

09 10 11 12

13 14 15 16


1,2 — на автоматах продажи билетов
3 — на информационных панелях "инфосос", над схемой
4 — на дверях вестибюлей
5 — над рекламной конструкцией у входа в метро
6 — на городских указателях улиц
7 — самый нелепый вариант логотипа, используется на новых информационных панелях "инфосос", он асимметричен, но очень часто используется даже в интернете
8 — на объявлениях
9 — на памятных табличках
10 — на турникетах
11 — на новых билетах
12 — на картах при выходе из метро
13 — над всеми вестибюлями
14 — над входом на Савеловскую
15 — над входом на Баррикадную
16 — редко встречается такой вариант без полукруга

То, что такое количество разных вариантов логотипа можно наблюдать одновременно, не говорит о том, что у нас плохое метро. Нет, метро у нас одно из лучших в мире. Но это говорит о том, что отношение к дизайну довольно поверхностное, и за визуальный облик города отвечает множество разных, не согласованных друг с другом структур, которые лепят собственные логотипы и указатели.


Обратимся к истории. Первая очередь московского метрополитена была открыта в 1935 году. Следовательно, в этом же году и появился логотип метро. Так каким он был? И чем он отличается от действующего? И какой он — действующий?

Почти над всеми вестибюлями станций первой очереди метрополитена были установлены буквы М в связке с гордой надписью «МЕТРО».



На первом рисунке представлена фотография крыши вестибюля Сокольников в 1935 году.
Вторая буква это обложка книги «Архитектура московского метро» 1935-1936 год (написана Кравецем и Колли, архитекторами метрополитена).
А на третьей, чтобы совсем запутать, буква М с макетов вестибюлей, это где-то 1933 год, но макетная буква не использовалась отдельно, только в составе слова «метро» над вестибюлями некоторых станций.


Я не нашел однозначного источника о создании первого логотипа. Из одних источников можно узнать, что автором логотипа московского метро является архитектор С.М. Кравец, а из других — архитектор И. Г. Таранов. Они оба занимались строительством московского метро. Я смог сделать предположение, основанное на нескольких факторах, что именно Таранов придумал букву над вестибюлями, а Кравец букву, которая использовалась в остальных местах, но они были разными. Сравним:

А Б В Г

А, Б, В — вариации логотипа Таранова, Г — логотип Кравеца

Отношение к пропорциям буквы Таранова было поверхностное, поэтому букву над вестибюлями всячески деформировали. К примеру, над вестибюлем Парка Культуры установили слегка сжатую букву, возможно, оригинальная не поместилась.


слева вестибюль Парка Культуры, справа вестибюль Арбатской

Можно заметить, что и надпись «МЕТРО» изображалась разным шрифтом. Но буква М Кравеца имела всего один вариант и сильно от него не отходила.

Во время речи Сталина в честь открытия первой очереди (14 мая 1935 года) над ним висела вот такая буква:



Получается, что во времена открытия метрополитена в 1935 году не существовало единого стандарта на эмблему в метро!

Следующим знаменательным событием для логотипа стало снятие с вестибюлей логотипа Таранова. После чего на некоторые из вестибюлей была повешена буква, похожая на букву Кравеца. Это можно проследить благодаря сайту oldmos.ru. Возможно, это был шаг в сторону стандартизации логотипа, но я так и не смог найти точную причину этих изменений. Если кто-то знает, жду отзывов в комментариях. В разные временные промежутки на новых вестибюлях появлялись различные варианты буквы, но явно в какой-то момент стандартизировать их хотели.
Ниже представлены фотографии вестибюля Сокольников разных лет:





А вот примеры логотипов со схем, документов и формы сотрудников разных периодов (хронологию составить тут сложно):



И логотипов с декораций вестибюлей (декорации могут и не соответствовать оригинальному варианту, но все же они характеризуют своим разнообразием поверхностное отношение к логотипу с самого начала строительства):



В 70-х годах с логотипом случилось самое страшное — кто-то решил вписать букву М в так называемый туннель в разрезе, но встает вопрос — каковы правильные пропорции этого туннеля.

В книге «Метрогипротранс 70 лет» под редакцией Артемия Лебедева (tema) нашел показательное изображение туннеля метрополитена в разрезе и немного его обрисовал.



Если даже примерно набросать размеры туннеля, то хорда, отсекающая «лишний» кусок окружности, вписывается в угол равный примерно 82 градуса.
Но какая форма была предложена в 70-х непонятно, поэтому существует огромное количество этих «полукругов», которые рождают еще большее количество вариаций логотипа. Да и если полукруг известен, то нужно знать какого размера и на какой высоте нужно вписывать букву М.

Этот туннель используют не только для логотипа, сейчас он обрамляет большинство указателей в метро, таких как стрелки, сообщения о запрете курения, сообщение о запрете прохода пассажиров. В таких геометрических фигурах изображены даже цифры нумерации торговых палаток в переходах, совмещенных с входом в метро. И на всех этих указателях пропорции разные.



Вопрос: зачем? Зачем придумали этот «полукруг»? Могу предположить, что это просто белая подложка под логотип, который хотели изображать всегда красным. И чтобы он контрастно смотрелся на любой поверхности, под ним всегда есть белая подкладка. Хотя и это тоже нарушается, и логотип перекрашивают как хотят:



Будет прекрасно, если метрополитен откажется от этой глупой идеи вписывать букву М в полукруг и оставит букву одну. Но что тогда делать с фоном? Тут все просто, если фон, предположим, синий, красный или черный, букву можно сделать белой для сохранения контрастности.



Для того, чтобы быстро найти вход в метро, букву М над вестибюлями всегда подсвечивали. Когда-то у буквы была неоновая подсветка. Сейчас М обматывают светящейся лентой, причем неаккуратно. Для того, чтобы проще было обмотать и дешевле изготовить, от засечек в букве избавились. А вот как буква М с подсветкой выглядела раньше (на этом снимке видны крепления для неонового света):



Я обратил внимание на забавное совпадение, все логотипы метро, которые сейчас размещены на поверхности земли, имеют общую черту: центральная часть буквы М опускается ниже уровня засечек, как бы обыгрывая стрелку, мол смотрите вниз – там метро!



Все 3 буквы разные, но в них прослеживается единый "заговор", конечно, подобные буквы можно встретить под землей, но редко.

Говоря о новой стилистике, связанной с внедрением билетов тройка, все классно, но скажите, только я заметил странную форму, в которую вписывается логотип?



Это не круг, как хочется думать, а геометрическая форма, похожая на круг с «отрезанными» краями. Не сказать, что это плохо или хорошо – так дизайнер придумал, а заказчик утвердил. Но как бы это не стало новым стандартным обозначением, которое кто-то будет рисовать кругом, а кто-то примерной геометрической формой, но всё дело в слове «примерно». То есть опять может родиться десяток новых вариантов логотипа.

Ещё одно замечание, возможно, это проблемы с печатью, но на новых билетах буква М не симметрична. Правая половина буквы М чуть растянута относительно левой. Вероятно, обратил внимание на это только я, и эта погрешность не столь велика, особенно в таком масштабе. Я отзеркалил логотип и совместил в режиме difference, который позволяет увидеть расхождения по форме в двух слоях. Если бы логотип был симметричным, он бы не двоился.



Небольшой пример из Лондона:
На этой странице приведены все логотипы, пиктограммы и указатели, которые нужно использовать. Как только кому-то требуется повесить новый знак, его исходник берут с этого сайта. Но в нашей стране всегда была популярна художественная самодеятельность (которая поощряется самим метрополитеном).

Поэтому как только требуется изобразить указатель, его придумывают из пустоты, не обращая внимания на то, что уже создано. И даже на двух официальных сайтах метро (старом и новом) висят разные логотипы. Это может быть даже красиво, но навигация должна быть информативной и стандартизированной по всему городу. И все это начинается с самого популярного логотипа в городе – логотипа московского метрополитена.


Вы замечали странную рекламу на станциях, посвященную приему на работу в полицию? Или видели на каждой ветке разный дизайн объявлений о приеме на работу машинистов (зарплата указана тоже разная, непонятно почему)? Кто это все делает? Ответ найти легко. Этот человек также сделал сайты нескольким отделам полиции на московском метрополитене. В интернете его зовут Alex-Megabayt. Я думаю, такой дизайн в целом отражает всю тяжелую ситуацию с городской навигацией и дизайном информационных плакатов, и его смело можно назвать «вырвиглазным». Я не хочу обидеть автора этих работ, может, он это делал на энтузиазме и бесплатно, но ему следует еще немного подучиться хорошему вкусу, а не тыкать все возможные фильтры в фотошопе, чтобы начать оформлять плакаты для города. А люди ответственные за внешний вид метро должны контролировать, что развешивают на станциях и в поездах.

Логотип метрополитена может использоваться и сторонними компаниями, не только метрополитеном. Ярким примером является картографические сервисы от таких гигантов как Google, Microsoft, Nokia и Яндекс. Я составил небольшую табличку с обозначениями станций метро в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Париже.



С обозначением метро в Российских городах существуют явные проблемы, компании просто не знают какой логотип нужно использовать и проявляют творческий подход. Но посмотрите на Лондон и Париж, на всех картах, кроме Яндекса, логотипы идентичные.

Не нужно брать и менять символику метрополитена на всех станциях прямо сейчас, нужно лишь разработать единый красивый дизайн для транспорта всего города и постепенно его внедрять. Это будет важным шагом, за которым последует разработка единого туристического логотипа Москвы, очищением исторической части города и метро от невменяемо большого количества рекламы.

В заключении статьи предлагаю исходный вариант правильного (на мой взгляд) логотипа в EPS формате (ну и в PNG если для растра). Этот логотип «практически» не изменился с 1935, хотя его активно пытались поменять — облачить в полукруг и лишить засечек.



http://ckonovalov.livejournal.com/99653.html
99
Написал ckonovalov 2013.04.19 15:58:05
Рейтинг:
Какой интересный обзор! Яростно плюсую :)
11
Написал Водитель паровоза 2013.04.19 16:18:37

Касательно карт, что интересно, у гугла в Киеве раньше была зеленая буква М, как собственно для Киева и нужно, а потом сделали красную как в Москве, только не в кружке а в квадрате. Яндекс покрасил буквы в цвета линий. Короче, везде разброд и шатание.
0
Написал alexmorze 2013.04.19 17:57:06

Было бы неплохо, разместить стандартизованные логотипы метро на его сайте и придерживаться их в ходе дальнейшей работы.
Однако, полагаю, что таких знаков лучше сделать несколько вариантов по примеру большого, среднего и малого гербов в геральдике.

И еще ради справедливости замечу, что разнообразие логотипов в архитектурном оформлении никак не "характеризует своим разнообразием поверхностное отношение к логотипу с самого начала строительства". Это все-таки художественный взгляд на предмет, где нет и не должно быть жестких правил даже для государственной символики, а уж тем более для символов более низкого ранга.

P.S.: мне, кстати, больше нравиться вариант в срезе туннеля...
12
Написал Искандер_Скараби 2013.04.20 00:50:39

 
–6
Написал quantum 2013.04.20 21:15:49
Его комментарий скрыт

Много букв но очень позновательно.
2
Написал Arkan 2013.04.21 08:00:51

quantum, по поводу туннеля хочу отметить, что его наличие на логотипе метрополитена стало неким стандартом.
Из оставшихся шести метрополитенов России у пяти есть туннель на логотипе.

Санкт-Петербург - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Spb_metro_logo.svg?uselang=ru
Нижний Новгород - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/4c/Metropoliten_NN.png
Новосибирск - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Nsk_logoklkljjkl.png?uselang=ru
Самара - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Metro-logo.svg?uselang=ru
Казань - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/Kazan-metro-Logo.svg?uselang=ru

В СНГ тоже половина систем придерживается этого правила: Киев, Днепропетровск, Минск, Тбилиси, Алма-Ата...

Это, кстати, плюс и к вопросу общегородской навигации. Для туриста наличие туннеля в логотипе более понятно, чем просто буква "М", которая у нас и на мужской туалет может указать... :-)
12
Написал Искандер_Скараби 2013.04.21 09:00:37

1. Пост безусловно интересен и актуален (см. п. 2).
2. Единый логотип -- безусловная польза в нынешнем напичканном информацией мире, тогда как в более спокойные в этом отношении 50-60-е гг. это не было столь принципиально.
3. Не понимаю, почему Вам не нравится стилизованный тоннель. По-моему, это большая дизайнерская удача своего времени. Повторял и буду повторять, что на дух не выношу логотипы -- "упражнения в рисовании букв" (ничего не означающих, вроде пресловутого pid) и, напротив, высоко ценю те, что передают "фичу" обозначаемого объекта.
4. "...центральная часть буквы М опускается ниже уровня засечек, как бы обыгрывая стрелку, мол смотрите вниз – там метро..." Судя по посту, дизайн и типографика Вам более-менее близки и интересны. Тогда Вы должны были знать или сообразить, что это может делаться специально, иначе узкий угол средней части будет казаться парящим выше базовой линии строки. Во многих шрифтах так же опускают низ букв О, Ю и т. п. Хотя смысл, предположенный Вами, тоже вполне вероятен.
0
Написал classicisme 2013.04.24 11:17:59

Пишите письма: metronews@mail.ru