Метки: артемий лебедев; дизайн; схема

Схема метро от студии Лебедева

Как пишет авторский состав, на её разработку ушло почти четые года и основной целью было создание узнаваемой, но принципиально новой работы. И, вероятно, очень важное для московского метро — легко изменяемой.

И, действительно, взглянув на предложенную схему, мы увидем привычную цветовую гамму и радиально-изогнутое расположение линий. Только что же изменилось в привычном путеводителе по Столичному метро? Пожалуй мне, как доморощенному дизайнеру, больше всего понравилась плавная изогнутость линий, не переходящая в чёткий овал. Это очень заметно на никому не нужных «географических» изгибах Серпуховско-Тимирязевской линии на существующей схеме, к примеру. Также понравился уход от привычных «бубликов» станций, которые реально убивают читаемость схемы. Ну, и на этом, пожалуй, всё, что бросилось в глаза мне с первого взгляда.


Схема московского метро в виде плаката 90х60 см снабжена
координатной сеткой и списком станций в алфавитном порядке.



Детали дизайна


Особое внимание уделено расположению станций на схеме — студия использовала
мнемонические подсказки, при этом не забывая об общей равномерности впечатления.
Если на одной линии или на пересадочном узле станция обозначена выше другой,
значит, она в городе расположена севернее. Сложные пересадочные узлы изображаются
кольцами. Это делает их более читаемыми, а заодно рифмуется и гармонирует с кольцевой линией.
К тому же, названия станций написаны в соответствии с правилами орфографии.



Что же мне не понравилось?

Во-первых, если взялись указывать железнодорожные вокзалы и автобусы до аэропортов, на мой взгляд, хорошим плюсом было бы указание всех ж/д платформ у станций метро (учитывая размер значков на схеме, нагрузки бы ей это не прибавило). Хотя, с другой стороны, те кто ездят «маятниковой миграцией» в Стольную, и так знают, у какого метро платформы пригородных электропоездов. Но непонятен тогда тот факт, что если такую схему представить в поездах метро, то как в ней будут ориентироваться иностранцы? Ведь названия станций на транслите исчезли. Правдаб не берусь утверждать помогали ли они так сильно туристам. Во-вторых, несмотря на визуальный вынос «Улицы Сергея Эйзенштейна» ММТС за предел КРЛ (что очевидный плюс), непонятно зачем указана несуществующая «нитка» перехода к метро. Ведь монорельс автономен от общей сети метрополитена.


Есть и «бонус» — «Схема метро на 100 лет вперёд»



В конце на сайте студии кинута интересная фраза: «Скоро в метро!». Что бы это могло значить, учитывая неравнодушность дизайнера к московскому метрополитену?

Ссылка на источник
Описание деталей создания схемы и промежуточные варианты
77
Написал berserker 2010.06.16 13:42:40
Рейтинг:
Уже комментировал в ру_метрошечке, но здесь наверное стоит иначе своё мнение выразить.

Во-первых, нет ровно ни одной причины - кроме творческой импотенции и полного отсутствия фантазии - использовать за основу Лондон. Вполне можно было придумать свой собственный стиль.

Во-вторых, схема уже перегружена и будет плохо читаться издалека ввиду микроскопичности шрифта.

И, наконец, неясно какой такой резерв для расширения сети предусмотрели авторы, если юг СТЛ и Бутовская лёгкая ветка уже превратились в хреновину, уехавшую вместо Бутова куда-то по МКАДу в сторону Юго-Западной.
37
Написал quantum 2010.06.16 13:50:54

В схеме на 100 лет вперед использованы идеи из моего проекта metrofuture.livejournal.com, а также из других проектов, выложенных на метрофорумах. В финальной версии автор схемы обещал, правда, дать ссылки на все источники.
20
Написал evgen-i 2010.06.16 14:07:22

нормальная схема, но зря они здесь сокольническую линию изогнули и станции какими-то зарубками отмечают. Особенно ужасно это на схеме 100 лет вперед выглядит, где кружки станций пересадок чередуются с обычными.
1
Написал DBS 2010.06.16 14:42:51

DBS, изгиб Сокольнической ничто по сравнению с изогнутым хоботком юга ТКЛ.

Надеюсь, дальше самопиара пресловутой студии это никуда не пойдёт. А хорошей во всех отношениях схемы не появится ровно до тех пор, пока её будут рисовать отечественные дизайнеры. Почему так категорично? Да потому, что ни одного, вообще ни одного хоть сколько-нибудь хорошего нового проекта я с середины 90-х не видел. Либо заведомо нереализуемая концептуальная хрень, либо говно от метрорекламы, либо вот такие полные завышенной самооценки проэкты, как в этом посте.

Увы. Проще, господа, надо быть, проще.
7
Написал МС 2010.06.16 15:09:13

quantum, ну если она широкоформатной только будет выпускаться - всё будет норм. А уехавшая на запад БЛЛМ видимо для удобного перехода к Новоясеневской.

МС, поэтому нужен коллективный разум не из одной студии, а человек из 30, включая самих пассажиров и лучше не имеющих отношения к дизайну... имхо конечно

Хотя вот, на самом деле, схема мне всё-таки понравилась, не смотря на то, что (как говорите) она похожа на лондонскую. Хоть что-то освежилось, а то, размещенное в вагонах, уже жутко надоело, чисто с бытовой точки зрения.
4
Написал berserker 2010.06.16 15:46:00

Схема не очень, так сказать не айс)
Лично моё мнение, читать из далека не удобно, и нужно ещё сделать !!!нормальный!!! транслит
Потом сам дизайн мне тоже как то не понравился
Переходы удобно показаны, но мне кажется их можно было выделить покрупнее и пожирнее, сливаются из далека
Взлись делать жд вокзалы? Не знаю кому они нужны на схеме, те кто ездят - знают, те кто не ездят, добро пожаловать в гугл!
Да и чего тут такого, что можно делать аж 4 ГОДА?
Дайте мне полмесяца я на фотошопе такую карту нарисую, вам и не снилось!
berserker спасибо за статью))
6
Написал HighEnd 2010.06.16 16:22:00

Почему "Парк культуры", а не "Парк Культуры"? о_О
–4
Написал Петушков Илья 2010.06.16 16:41:26

Петушков Илья, а что, "культура" это имя собственное?..
9
Написал mymaster 2010.06.16 17:03:46

Петушков Илья,
тогда уж правильней "Парк "культуры""
0
Написал martovskiy 2010.06.16 17:09:14

А Вы обратили внимание, что по мнению составителей схемы на 100 лет вперед, монорельса не будет, а будет скоростной трамвай?
9
Написал martovskiy 2010.06.16 17:10:39

HighEnd, Так вот и покажите нам свое творение, чтобы мы все задохнулись от восхищения!
Критиковать просто, а вот альтернативу предложить гораздо труднее. Да, 4 года это многовато, но результат получился достаточно приятным на вид. Шрифт крупнее и будет отлчная схема.
И не соглашусь с редактором, что у нас в стране нет дизайнера способного красивую схему метро нарисовать. Для этого пока в стране силы есть, я думаю)
–3
Написал kleinboy 2010.06.16 17:13:01

kleinboy, Так вот и покажите нам свое творение, чтобы мы все задохнулись от восхищения!
Критиковать просто, а вот альтернативу предложить гораздо труднее.


Однажды Бернард Шоу прогуливался по картинной галерее и увидел откровенно плохую картину, о чем тут же заявил вслух. Автор картины, стоявший рядом, возмутился:
— Как вы смеете так резко говорить, вы же сами в жизни ни одной картины не написали!
На что Шоу ответил:
— Но я же могу рассуждать о качестве омлета, хотя еще ни разу не снёс ни одного яйца.
23
Написал quantum 2010.06.16 17:16:01

Названия не дублируются на английском, указана автолайновская маршрутка до Внуково от Октябрьской, но не указан автобус туда же от Теплого Стана. Студенческая ниже Парка Победы. Зато много понтов.
5
Написал goshpodarek 2010.06.16 17:16:16

А что это там сверху купчино торчит?)) Там сверху была схема Петербургского метрополитена?
2
Написал Rainywind 2010.06.16 17:29:33

Питерское "Купчино" на последней схеме как бы намекает?
0
Написал Максим Ляденко 2010.06.16 17:35:31

Максим Ляденко, вместе с Ояебунинской аллеей и Физтехом.
9
Написал quantum 2010.06.16 17:44:02

если эту схему таки сделают вдруг официальной (чур меня, чур) - лондонцы над нами от души поржут. Впрочем, я думаю, Метрореклама уже настолько плотно всё оккупировала в ММ, что Лебедеву еще долго туда можно даже не соваться.
по поводу самой схемы - было бы хорошо, если бы не было в такой степени сплагиачено. Но ту, что висит сейчас, действительно было бы неплохо обновить.
7
Написал Flar 2010.06.16 22:10:02

А что означает в конце по ссылке на источник - "Скоро в метро!"? Можно подумать, что это метрополитен у них заказал и её скоро начнут вешать.
4
Написал Tassadar 2010.06.16 22:44:43

Для сравнения:
16
Написал Cypok 2010.06.16 23:15:45

mymaster, Культуры - нарицательное, трансформировавшееся в собственное. Ведь это единственное место, называемое жителями города "Парком Культуры", несмотря на то, что есть ещё Измайловский, Лианозовский и Филёвский ПКиО.

Поэтому "Парк Культуры" и никак иначе.
3
Написал Петушков Илья 2010.06.16 23:25:26

Я не понимаю, на что ушло их четыре года разработки этой схемы, когда её можно за четыре дня нарисовать... Они (разработчики) думают, что схемы, которые висят в вагонах метро дураки рисовали? Также села компания и от ничего-не-делания решила нарисовать? Сейчас схема метро, используемая в вагонах лучше по сравнению с предыдущей, на которую все жаловались.. Нет предела совершенству! А эти, как уже заметилось, "лондонские" обозначение станций - это попса))

Кстати, я не понимаю, схема, которая на 100 лет вперёд, это творчество тех же разработчиков, или есть какие-то официальные разработки? У меня имеются несколько другие "схемы будущего".. А эта какая-то странная.. Даже посмотреть на небольшой отрезок одной из линий (просто первое, что попалось на глаза): Кузьминки, Есенинская, Улица Академика Скрябина - это же ерунда! От Кузьминок до Ул.Ак.Скрябина идти 10 минут пешком! А там три станции нарисовали?.. Это весьма оригинально)
1
Написал TRAGESLAV 2010.06.17 00:31:32

Не знаю, мне нравилась существующая схема, пока её не начали корябать "Аэроэкспрессом", якорьками и прочей мутотенью. Не знаю, почему её все так не любят: отчётливая, хорошо читаемая, понятная. Взять бы схему "доаэроэкспрессовскую" схему, удалить с неё монорельс, поправить мелкие косяки, уточнить обозначение вилки в ММДЦ и разобраться со строящимися участками (имхо оставить только юг ЛДЛ и Городецкую - т.е. то что реально строится) - и будет идеальная метросхема. Да, можно пересадки на пригородные поезда обозначить (не только вокзалы, но и без фанатизьму)

Схема Лебедева, считаю, хуже нынешней: мелковато всё, штришки эти совсем не нравятся, да и не люблю я, когда схема линий ну совсем уходит от их реальной трассировки.

Cypok, это кошмар. Во всём. Но особенно "прёт" нагромождение текста внутри кольца. Кстати вспомнил такой ужастик:

Было на бизнесс-линче, Лебедев, как ни странно, не линчевал
17
Написал ПК155+84 2010.06.17 01:26:36

По схеме "«бонус» — «Схема метро на 100 лет вперёд»: Не хотел ничего писать, но уж слишком бросается в глаза...
Жёлтую линию никак от Живописной на пути к Строгино, ни просто никак не завернуть к "Алым Парусам", да и много чести )
Давайте к каждому лужковскому комплексу рисовать по станции метро :(

Согласен с предыдущим постом: Хорошая была схема до якорей и экспрессов... Единственное - убрать мутотень с легким метро в Солнцево, которого даже в планах уже нет, убрать надпись "измайловский парк" под Партизанской (или добавить тогда надпись в скобках под Новоясеневской и Деловым центром) ну и небольшие косячки подобрать. Нормальная схема, на твёрдую 4-ку. Лучшее враг хорошего
5
Написал Fedor81 2010.06.17 02:41:03

А, разрешите, мне задать вопрос... Я чисто из интереса спрашиваю, т.к. в метрошных делах профан.... Действительно ли, при развитии метрополитена, её будет так легко перестроить? На всеобщий взгляд, конечно!
–1
Написал berserker 2010.06.17 04:25:20

Схема хорошая. Главное достоинство - понятно, какое название, относится к какой станции. На нынешней нетрудно запутаться
1
Написал VanHelsing.16 2010.06.17 10:06:17

Не могу сказать, что эта схема лучше метрорекламовской. Она имеет совсем другие достоинства и недостатки. Было бы хорошо как-нибудь взять всё лучшее от схем Лебедева, Бирмана и текущей и получить действительно хорошую схему.
–1
Написал LexX 2010.06.17 11:23:44

Питерское "Купчино" на последней схеме как бы намекает?
Намекает на то, что скоро нас ждёт появление питерской схемы.
Так как Тёма ненавидит символ питерской подземки, и тем более новую схему обозначения линий, они сделают обозначение линий на схеме маленьким-маленьким, вроде оно есть, а вроде бы его и нет.
1
Написал kummel 2010.06.17 13:23:21

Как пишет авторский состав, на её разработку ушло почти четыре года и основной целью было создание узнаваемой, но принципиально новой работы.

Вот эти штришки и кольца на пересадках явно позаимствованы с советской схемы середины 80-х годов - той, которая появилась после схемы с овальной Кольцевой линией и перед схемой с линиями в виде палок с вложенными кружочками. Так что принципиально новым здесь и не пахнет.
1
Написал EA 2010.06.17 13:26:25

а что мешает взять карту города Москвы, отметить на ней точками станции метро, соединить в линии, убрать с фона карту города и вуаля - топографически верная схема ММ! причем, Cypok, схему вы взяли с одного сайт, но верно сделали что ее в студи показали - она как раз топографически верная более или менее. во всяком случае концы АПЛ, КалЛ, ТКЛ, ФЛ, ЛДЛ точно нарисованы как есть на деле =)
–1
Написал AMIGO 2010.06.17 19:36:41

AMIGO, а зачем пассажиру топографически верная схема метро. Это будет схема с дико перегруженной центральной частью и огромным количеством пустого места по краям.
–1
Написал A.K. 2010.06.17 21:04:31

Кстати, если посмотреть страницу разработки, то поначалу планировалось изобразить кроссплатформенные пересадки. Жаль, что от этого отказались. Постоянно вижу заблудших пассажиров на всяких Китай-городах...
4
Написал Tassadar 2010.06.17 21:20:13

Tassadar, кстати, а не делать ли вместо рекламы врезку схем таких пересадок?
–3
Написал classicisme 2010.06.17 21:40:51

A.K., в принципе вы правы тоже. пассажиру это нахрен не нужно. главное на схеме разглядеть как доехать из А в Б...
classicisme, а идея неплохая. во всяком случае информативнее картинки "вагоны московского метро" будет..
–1
Написал AMIGO 2010.06.17 21:48:01

Ничего хорошего в схеме "великого дизайнера" нет.
Перепевка предыдущего и болтающегося в сети не первый год.
Схема Швандля, например, намного четче и понятнее.
5
Написал tirl 2010.06.17 21:57:42

а вообще неизвестно, это чудо попадет в вагоны нашей подземки или это так..на протяжении 4 лет было нефиг делать и решили схему порисовать?
–1
Написал AMIGO 2010.06.17 21:59:09

AMIGO, В конце первоисточника написано: "Скоро в метро!". А что там будет в итоге - поживём и увидим :)

Что касается схемы, то как-то реки не хватает; спорно наличие алфавитного указателя. Непонятен смысл навигации по сетке.
1
Написал Калужский 2010.06.17 22:05:45

 
–7
Написал gregg128 2010.06.17 22:29:45
Его комментарий скрыт

Есть на схеме 2100 года и Ояебунинская аллея...
–4
Написал I.Shikharev 2010.06.17 23:06:43

How are you going about getting the map officially adopted?

We will make it as widespread as possible first. We have had similar experience with promoting the rouble currency sign, which is used all over the country while not being "official" yet.

(Как вы собираетесь добиться того, чтобы схему приняли официально?

Для начала мы постараемся распространить её повсюду насколько сможем. У нас был похожий опыт с популяризацией знака рубля, который уже используется по всей стране, хотя пока и не признан "официально".)

http://www.fastcompany.com/1660583/finally-a-subway-map-for-moscow-that-doesnt-look-like-a-soviet-relic
2
Написал quantum 2010.06.18 01:20:45

quantum, с учётом того, какую этот знак ру.бля набрал за столько лет популярность, остаётся только пожелать им удачи и счастья в этом полном максимализма деле.
3
Написал МС 2010.06.18 01:55:54

Достаточную - на глаза регулярно попадается. Не хотелось бы, чтобы эту схему все точно так же повально перепечатывали, потому что лично я считаю её говном ничуть не лучшим, чем метрорекламочная.
4
Написал quantum 2010.06.18 01:57:51

quantum,

> на глаза регулярно попадается

Можно примеров? Только пусть они будут простые и общедоступные, а не понтовые и псевдогламурные.

> Не хотелось бы, чтобы эту схему все точно так же повально
> перепечатывали, потому что лично я считаю её говном ничуть
> не лучшим, чем метрорекламочная.


Поскольку у нас принято считать, что Лебедев — в этой стране единственный Дизайнер, то всё именно так и будет. Просто потому, что это «Студия™ Лебедева™»: если бы сие говнище сделала другая контора, никакого внимания мы бы к этой работе не наблюдали.
1
Написал МС 2010.06.18 02:08:25

МС, Можно примеров?

Печатная реклама в городе.
1
Написал quantum 2010.06.18 02:10:09

Я лично даже понятия не имею как там этот знак рубля должен выглядить. Думаю, не я один тут такой. Смутно только помню, что была какая-то излишняя шумиха пару лет назад по поводу его изобретения. Но про его использование по всей стране - это явный бздёж.
6
Написал Ом 2010.06.18 04:19:16

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак_рубля

Вот тут много интересного. Знак рубля мне их тоже кажется кривым и непонятным для иностранцев. Всё равно, что если бы японцы вместо английской буквы всунулуи свой иероглиф и его перечеркнули :)

Похоже в студии за бесплатно просто работать не умеют. То, что они творят не по собственному энтузиазму, а за денюшки выходит заметно лучше :)
–1
Написал Tassadar 2010.06.18 07:52:48

Tassadar, Ну, знаки доллара, евро и фунта тоже интуитивно не понятны.
Что до их этого знака рубля, я щитаю у него слишком длинная нижняя палка, зачем её тянуть дальше начала загибы у Р?
–1
Написал kummel 2010.06.18 11:17:02

kummel, это мелочь - со временем штришок подрежут. А так знак вполне ок. Куда лучше схемы свою функцию выполняет.
0
Написал quantum 2010.06.18 12:21:13

Я в своё время пытался через знакомого экономиста протащить обозначение IR (как действительные числа в математике). И символ правильно прочитается, и идея отличная -- чтобы рубль снова стал ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНОЙ :-). К сожалению, этого вообще никто не заметил. Пардон за продолжение оффтопа, но тема, по-моему, интересная и здесь к месту.
–1
Написал classicisme 2010.06.18 17:05:55

Реальный размер схемы в метро? Ведь схема нынешняя только треть от советской, еще треть реклама, а остатняя правила пользования, когда-то была отдельным листом. На 75 лет можно было бы не новую схему а новую линию...
1
Написал кебмен 2010.06.19 20:35:07

 
–7
Написал кебмен 2010.06.19 20:41:22
Его комментарий скрыт

Пишите письма: metronews@mail.ru