Метки: архитектура; вестибюль; обводный канал; питер

Обводный в стальном стекле



Вчера отделочники СМУ-19 «Метростроя» приступили к монтажу 300-метровых художественных витражей на новой станции «Обводный канал». Испытания образцов витражей завершились буквально накануне. Вместе с директором Санкт-Петербургского ГИПРОНИИ Российской академии наук Борисом Подольским их тестировал корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».

— Подайте, пожалуйста, нашему гостю увесистый молоток. Пусть проверит на прочность наше изделие, — попросил директор фирмы-изготовителя Алексей Киндер.

Борис Подольский взял молоток и, зажмурив глаза, тихонько опустил его на художественное стекло. Полутораметровой длины полотно лишь звякнуло.

— Смелее, Борис Александрович, смелее, — поощрял Алексей Киндер. — Не расколется. Закалив «стеклянную картину», мы её уже испытали. Сбрасывали с трёхметровой высоты стальной шар весом 225 граммов. Он отскакивал, как шарик от ракетки в пинг-понге.

Испытание продолжали в другом режиме — на весу. Полотно установили на подставки, и Подольский взмахнул молотком со всей силой. Но стеклянное полотно лишь подпрыгнуло на подставках и замерло, как ни в чём не бывало.

Именно такое «стальное стекло» планируется использовать не только для станции метро «Обводный канал», но и для других метровокзалов Фрунзенского радиуса.

— Пусть этот участок метро будет оригинальным, — говорит директор ГИПРОНИИ. — Помните, сколько критических стрел отбили специалисты нашего института, оформляя красной керамической мозаикой подземный вестибюль станции «Маяковская»?! А потом керамику стали использовать последующие оформители новых метровокзалов. Думаю, что наш новаторский приём с использованием небьющегося стекла на Фрунзенском радиусе послужит примером другим художникам и архитекторам.

— В таком случае я покажу вам всю нашу технологию, созданную в рамках инновационной программы России, — произнёс Алексей Киндер, подчинённые которого наловчились делать из закалённого стекла... книжные полки, шкафы для одежды и прочие конструкции мебельного гарнитура. Но настоящий писк — это художественные полотна.

Не будем раскрывать эти технологии, потому что практически все они внесены в реестр ноу-хау и многообещающих изобретений. Техника, применяемая для изготовления «вечного» художественного стекла, использует девять базовых цветов. Керамические краски содержат сверхтонкие частички белого стекла и минеральных красителей. Они обеспечивают высокую цветостойкость, не выгорают на солнце и способны выдержать любую термическую обработку при создании определённого художественного сюжета на определённой плоскости. Скажем, на 8-миллиметровом стекле. Причём сюжет может развиваться, как на киноленте, переходя с одного стекла на другое.



Эта технология с использованием художественного стекла и подвигла Бориса Подольского, а также главного архитектора проекта оформления станции метро «Обводный канал» Павла Малмалаева использовать в подземке новые оригинальные приёмы, доселе не применявшиеся. Они создали концепцию архитектурно-художественного оформления метровокзала, вписав в неё наиболее яркие и образные черты всего того, что можно (или можно было раньше) увидеть на берегах исторической водной магистрали.

Здесь вы увидите и своды, которые «подпирают» полукруглые старого образца фермы, и клёпаные детали оформления колонн, и белый мрамор Коелга, и габбро-диабаз. Тут и мраморные скамьи для отдыха, и оригинальная подсветка из композитных материалов, имитирующих металл, и неповторимые светильники индивидуального изготовления.

Но самое, пожалуй, красочное и незабываемое увидят пассажиры с платформ в ожидании поезда. На уровне глаз людей, напротив, на так называемых путевых стенах разместятся 150-метровые картины из «вечного» стекла, повествующие о прошлом и нынешнем дне Обводного канала. 150 метров картин высотой полтора метра в одном направлении и столько же в другом. Здесь и силуэты зданий Александро-Невской лавры, и строгие сооружения мукомольного комбината, Духовная семинария и Александровский плац, казармы лейб-гвардии Казачьего полка, типография Ивана Фёдорова, «Красный треугольник», корпуса Николаевского кавалерийского училища, Варшавский вокзал и Воскресенская церковь... И никаких рекламных плакатов!

Проектировщики заказали сюжеты художникам, те представили свои эскизы, художественный совет отобрал достойные... И вот теперь специалисты навечно «запекают» картины в стальном стекле.

Начальник СМУ-9 «Метростроя» Виктор Самойлов посетовал на то, что не может пока пригласить нас под землю на монтаж необычных картин. Работы ведутся в исключительных условиях, без остановки движения поездов до станции метро «Волковская». И в основном ночью. Однако в ближайшее время, когда смонтируют первую 150-метровую ленту времени из истории Обводного канала на путевых стенах, мы обязательно вернёмся к этой теме. Вероятно, к 70-летию, которое «Метрострой» будет отмечать 21 января 2011 года, необыкновенную станцию увидят первые пассажиры.

— Если бы всё зависело только от нас, это произошло бы раньше, — говорят метростроевцы. — Уже в декабре открыли бы. Но сложность в том, что наш наземный вестибюль будет «накрыт шапкой» углового семиэтажного комплекса, который одной стороной выходит на Лиговский, где будет вход на станцию, а другой — на набережную Обводного, где планируется выход.

Юрий Трефилов, по материалам «Санкт-Петербургских ведомостей»
65
Написал Cypok 2010.03.26 05:13:48
Рейтинг:
хорошая новость! спасибо!
1
Написал AMIGO 2010.03.26 08:09:33

>150-метровые картины из «вечного» стекла
И всё равно, до станции Ёгван далеко.

http://www.tema.ru/travel/north-korea-4/
–2
Написал kummel 2010.03.26 11:03:57

Подольскому нужно было дать алмаз или карбид фольфрама и стекло можно было бы сломать руками (шутка). Известно, что стекло не вечно, оно само по себе-то портиться, а тут еще и постоянные вибрации, резонанс, а как только поверхностный слой закаленного стекла будет поврежден, еще прочность падает на порядки. Наверное, лучше было использовать какие-нибудь полимеры, толщиной в несколько миллиметров, дороже, но зато в условиях, когда вандализм исключен, а условия использования агрессивны, надежнее. Думаю, вопрос пожаробезопасности не стоит рассматривать, стекло тонкое, закаленное, и в случае воздействия огня лопнет, и картина загорится.
–2
Написал lobzik-rabota 2010.03.26 14:18:34

О да, да, больше мнений диванных экспертов в обсуждение!
К чёрту НИИ и проектные мастерские с их расчетами - прикинем на пальцах, посчитаем навскидку и научим всех, КАК НАДО!
10
Написал GrUser 2010.03.26 18:45:16

lobzik-rabota, полимеры (углеводородные) крайне пожароопасны.
"Картина" не загорится - она сформирована на стекле керамической краской. Устойчивость к царапинам - не вчерашняя проблема, и она решается.

Что касается долговечности натриевого стекла - тут согласен. Здесь лучше бы подошла корундовая нанокерамика оптического качества. Монокристаллы сапфира тоже хороши, а витраж можно было бы формировать ионно-лучевой имплантацией и формированием красящих центров прямо в сапфире. Вечная была бы весчь. :)
Но цена!
0
Написал Татарин 2010.03.27 16:06:17

Пишите письма: metronews@mail.ru